Государственная социальная политика в отношении инвалидов Российской Федерации направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
«Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам.
Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.
Образовательная организация расположена по адресу: г. Нижневартовск, ул. Мусы Джалиля, дом 20, отдельно стоящее здание 3-х этажное, 4852,4 кв.м., с прилегающем земельным участком 16046 кв.м. Входная группа оборудована пандусом с поручнями и оборудован звонок для вызова персона, на лестнице установлены перила.
Внутри здания образовательного учреждения установлено современное специализированное оборудование: пандусы, поручни, тактильные наземные и напольные указатели передвижения, зрительные ориентиры для слабовидящих по коридорам и на лестницах, визуальная и тактильная поддержка по структурированию поведения по всему зданию. В начале лестничного марша нижняя и верхняя ступени выделены контрастным цветом. Лестничные марши внутри школы оборудованы перилами для детей с ограниченными возможностями здоровья. Имеются специализированная учебная мебель для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата
Для слабослышащих информация визуализируется через терминалы, бегущие строки, световые маяки, информационные стенды.
Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации используются: учебные кабинеты, оснащенные необходимой мебелью, оборудованные мультимедийными комплексами. Учебно- методическое обеспечение учебного процесса ОО соответствует требованиям ФГОС.
Воспитательная работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется инклюзивно, с предоставлением возможности участия во всех внеклассных мероприятиях, направленных на развитие нравственно-эстетического и патриотического воспитания.
В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ/
О специально оборудованных учебных кабинетах:
Наличие оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации:
Учебный кабинет (№ 201) и рабочее место для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Имеется:
- Стол (парта) индивидуальная (регулируемая) 4 шт.;
- Закрытая индивидуальная парта для детей с РАС – 1 шт.;
- Шумоизоляционные наушники для детей с аутизмом – 5 шт.;
- Визуальное расписание для детей с РАС;
- Папка ПЕКС средняя (универсальная) для карточек 4*4, 5*5, 6*6 см
- Дневник школьника (с полным набором карточек) для детей с РАС – 5 шт.;
- Коммуникативная панель на стену для карточек-1 шт.
- Установлена ширма 2-х секционная.
Учебный кабинет (№ 103) и рабочее место учащегося с нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА). Имеется:
- Опора для сидения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА);
- Стол на колёсах для детей с ОВЗ и детей-инвалидов младшего возраста, с помощью которого можно передвигаться и использовать в качестве опоры.
- Рабочий стол с продуманным местом для инвалидной коляски.
- Аппаратно-программный комплекс для детей с ОПА (ДЦП)
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Столярная мастерская.
Объект предназначен для практических занятий по технологии для мальчиков. В кабинете проводятся уроки технологии с 5-10 классы. Мастерская оборудована ручными и электроинструментами для обработки материалов, а также станками для обработки древесины, компьютером, мультимедиа проектором
Швейная мастерская.
Объект предназначен для практических занятий по предмету «Профессионально-трудовое обучение» для обучающихся 5-9 классов (для девочек), осваивающих профиль «Швейное дело». Мастерская оборудована инструментами и оборудованием для швейной мастерской.
Кабинет домоводства.
Объект предназначен для практических занятий по предмету «Домоводство», раздел «Приготовление пищи». В кабинете имеется: кухонная мебель, электроплита, миксер, электрочайник, инвентарь, приспособления, посуда для приготовления пищи, набор столовых приборов. Сервизы: столовый, чайный. А также имеются стенды по технике безопасности и дидактический материал по всему курсу.
О библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Школьная библиотека является структурным подразделением образовательного учреждения, участвующим в образовательном процессе. Обучающимся предоставляется право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. Обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации. Имеется абонемент для младших, старших школьников и педагогов.
Библиотека находится на втором этаже школы. Занимает два отдельных изолированных помещения: абонемент и книгохранилище.
Оборудование:
- имеются стеллажи для книг и газет;
- выставочные стеллажи;
- стол для читателей;
- 6 посадочных места;
- письменный стол библиотекаря;
- персональный компьютер для рабочего места библиотекаря.
Библиотека укомплектована:
- научно-популярной, справочной, художественной литературой для детей;
- педагогической и методической литературой для педагогических работников;
- учебниками и учебными пособиями.
Расстановка осуществлена в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.
В библиотеке имеется 1 компьютер, входящий в локальную сеть школы с выходом в «Интернет», принтер-ксерокс-сканер.
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Информация о специальных объектах спорта:
- Большой спортивный зал, общая площадь304,4 кв.м ., оборудованный всем необходимым спортивным инвентарем и оборудованием для проведения занятий по легкой атлетике и гимнастике;
- Малый спортивный зал, общая площадь 45,6 кв.м. Предназначен для занятий по адаптивной физкультуре, музыкально-ритмических занятий и ЛФК.
- Многофункциональная уличная спортивно-физкультурная площадка, общая площадь 320,0 кв. м., состоящая из отдельных зон для занятий футболом, волейболом, баскетболом, лёгкой атлетикой, лыжной подготовкой, а также спортивный «Уличный городок».
Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ:
Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Для обеспечения учебного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации используются: учебные кабинеты, оснащенные необходимой мебелью, оборудованные мультимедийными комплексами, включающими проектор, экран, компьютер, интерактивные доски.
Учебно- методическое обеспечение учебного процесса ОО соответствует требованиям ФГОС.
Воспитательная работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется инклюзивно, с предоставлением возможности участия во всех внеклассных мероприятиях, направленных на развитие нравственно-эстетического и патриотического воспитания.
Забрамная С.Д. Боровик О. В «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей», ВЛАДОС 2003 г.
Н.Я.Семаго, М.М. Семаго. «Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности» 2014 г.
Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал), ВЛАДОС, 2017.
Стребелева Е. А «Психолого-педагогическая диагностика развития детей». Москва «Просвещение» 2018.
Оборудование для развития познавательной деятельности:
- подборка игр и заданий на развитие когнитивных процессов учащихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений;
-кукольный театр;
-пальчиковый театр;
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер;
- изображения предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
- оборудование, позволяющее выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам.
Оборудование для развития предметно-практических действий:
- предметы различной̆ формы, величины, цвета;
- изображения предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
- оборудование, позволяющее выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы;
- презентации к урокам;
- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).
Оборудование для сенсорного развития:
-доски Сегена;
- дорожки с разным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая и меховая поверхность и другие);
- наборы сыпучих материалов;
- материалы М. Монтессори;
- мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур;
- разрезные и парные картинки;
- кубики;
- тактильные коврики;
-коробочки с запахами.
Кабинет педагога-психолога оснащён:
Для повышения эффективности коррекционно-развивающей, профилактической и консультативной деятельности в кабинетах имеется дополнительное оборудование:
- Лицензионные программы компьютерной обработки и тестирования «Амалтея»:
- Тест тревожности Р. Темпл, М. Дорки, Ф. Амен
- Диагностика развития понятийных форм мышления
- Диагностика умственных способностей школьника
- Прогрессивные матрицы Дж. Равена
- Интеллектуальный тест Р. Кеттелла
- Тест Э. Ландольта
- Тест Люшера
- Проективные методики («Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное», «АРТ», «Автопортрет».)
- Диагностика готовности к школьному обучению
- Диагностика готовности ко второй ступени обучения и адаптация младших подростков
- Диагностика личностных отклонений подросткового возраста
- Диагностика родительско-детских отношений (Тест Рене Жиля)
2. Планшеты для проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
3 .Материалы для проведения диагностической и коррекционно-развивающей деятельности:
- Оборудование для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Оборудование для развития мелкой моторики, сенсорных и познавательных процессов.
Кабинет учителя-логопеда оснащён:
- Интерактивный многофункциональный стол.
- Развивающий интерактивный пол.
- Развивающий комплекс – ДОН – 2 шт.
- Альбомы по обследованию речи обучающихся – 5 шт.
- Альбомы по автоматизации звуков – 7 шт.
- Комплект предметных картинок Г.А. Каше
- Пособия для развития речевого дыхания.
- Логопедические тетради по развитию речи.
- Символы для характеристики звуков – 1 комплект.
- Лото по автоматизации звуков – 3 шт.
- Магнитная азбука – 1 комплект
- Магнитные схемы
- Слоговые таблицы – 1 комплект
- Альбомы упражнений по коррекции дисграфии – 5 шт.
- Перфокарты – 19 комплектов
- Лото по развитию навыков чтения и письма – 7 шт.
Во время проведения занятий где обучаются инвалиды и дети с ОВЗ, применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
О обеспечении беспрепятственного доступа в здание образовательной организации:
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – имеются:
Входная группа и холл:
-
-
- перила для входной группы;
- противоскользящее покрытие;
- пандусы;
- расширены дверные проёмы при входе в здание;
- на в входе расположена система вызова помощника, при необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо;
- полосы самоклеящиеся контрастные на ступени;
- информационно-тактильные (рельефные) таблички, табло и вывески.
- для осуществления беспрепятственного передвижения в здании имеются кресло-коляска инвалидная;
- плоские (нерельефные) информационные знаки, пиктограммы и таблички;
- для перемещения вдоль лестничных маршей имеется многофункциональное подъемное устройство – подъёмник лестничный гусеничный мобильный с пандусами;
- на входной группе имеется бегущая строка красного свечения.
-
Коридоры, пути следования:
- оборудованы настенные поручни;
- имеются тактильные (рельефные) мнемосхемы с шрифтом Брайля с наименованием помещений здания;
- ступеньки лестниц обозначены противоскользящей цветной абразивной лентой; на входных группах дверей имеются лента для разметки и маркировки, круг для контрастной маркировки дверных проемов;
- в фойе 2 этажа установлен информационный терминал (информационные киоски);
- имеются информационные стенды.
О специальных условиях питания:
В организации имеется столовая на 150 мест, в т.ч. приспособленных для детей с ОВЗ. Организовано бесплатное питание для учащихся с ОВЗ.
О специальных условиях охраны здоровья:
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц сограниченными возможностями здоровья- здание КОУ «Нижневартовская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 2» оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационным необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет.
Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инструментарием в оответствии с СанПиН 2.1.3.2630–10. На основании заключённого договора медицинское сопровождение осуществляет школьный фельдшер. В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.
О доступе к информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В образовательном учреждении педагогам и обучающимся обеспечивается доступ к сети Интернет по каналу, предоставляемому в рамках Федерального проекта ЕСПД «Цифровая экономика» и финансируемому из средств регионального бюджета (провайдер ПАО «Ростелеком»).
Скорость доступа в Интернет соответствует указанным в договоре с провайдером 100 Мбит/сек. Качество связи удовлетворительное. Безопасность доступа обеспечивается провайдером. Качество фильтрации хорошее (запрещён доступ к большинству ресурсов, противоречащих целям образования).
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидам и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Интернет-карусель многопредметное соревнование по предметам
Проект для учащихся начальной школы Эрудит-Марафон http://www.cerm.ru
Всероссийские заочные конкурсы "Познание и творчество"
проект программы "Интеллектуально - творческий потенциал России"
Международная игра-конкурс "Русский Медвежонок - языкознание для всех" www.rm.kirov.ru
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования:
- Аппаратно-программный комплекс для детей с ОПА (ДЦП) - 2 шт
- Интерактивный стол сенсорный Vega Т55 - 1шт
- Информационный терминал для инвалидов многофункц.сенсорн.стол - 1 шт
- Аудиокласс АК-4 - 1 шт
- Рабочее место для слабовидящих Стандарт - 1 шт
- Аппаратно-программный комплекс для слабослыш.детей и детей с наруш.речи - 1 шт
- Интерактивный комплекс - 1 шт
- Экран (текстовое табло) для дублир.звуковой информации - 1 шт
- Интерактивный пол - 1 шт
- Интерактивный стол – 1 шт
- Комплект интерактивный мобильный (активный лоток) - 1 шт
- Аудиовизуальная информационно-справочная система - 1 шт
- Интерактивная система в комплекте - 5 шт
- Интерактивная доска - 1 шт
- Проектор Epson EB-X6 - 1 шт
- Проектор Optoma - 1 шт
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат:
Общежитие/интернат не предусмотрен(о)
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
Общежитие/интернат не предусмотрен(о)